Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Какой самый тяжелый месяц учебы?
Всего 171 человек

Программа воспитания ГУО "УПК Ялуцевичский д/с-НШ" на 2016-2020 годы

Дата: 24 января 2017 в 16:05, Обновлено 25 февраля в 10:20
Автор: Мазеть Н. И.

                     УТВЕРЖДЕНО
                                                  Решение педагогического совета
                                                               Протокол № 1 от “30” августа 2016 года

Программа воспитания

 государственного учреждения образования  «Учебно – педагогический комплекс

Ялуцевичский  детский сад - начальная школа»

 на 2016-2020 годы

Аналитическая записка

Основные итоги реализации Программы воспитания детей в государственном учреждении образовании  «Ялуцевичский детский сад  начальная школа»  за 2012-2015 годы

(далее - Программа)

  Деятельность педагогического коллектива в 2012 - 2015 гг.  была направлена на формирование в учащихся  гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовке к самостоятельной жизни и труду;  формирование нравственной, эстетической и экологической культуры учащихся; овладение  ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений;  создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Итоги реализации свидетельствуют о том, что в течение пяти лет была заложена основа создания условий для развития системы воспитания в образовательном учреждении, повысился статус воспитания.

За время действия Программы претерпели значительные изменения подходы к содержанию идеологической работы, появлялись новые, современные формы. В соответствии с новой парадигмой воспитания в работе с учащейся молодежью стали активно использоваться диалогические формы: деловые игры, дебаты, «открытые микрофоны», правовые лектории с обсуждением острых вопросов современности.

Важнейшим  разделом  реализации Программы является блок «Гражданское и патриотическое воспитание». Обеспечено участие в реализации мероприятий ІІІ этапа республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»:

- конкурс юных коллекционеров «Скарбы Зэльвеншчыны» - 3 место (2012г);

- пленер юных художников «Зельвенские этюды» - 3 место (2012);

- выставка-конкурс детского творчества «Под небом синим» - 2 место (2012г);

- конкурс на лучший туристический поход «Познай Родину - воспитай себя» - 1место (2013год), 1 место (2014год);

- конкурс юных экскурсоводов «Мая малая Радзіма” - 3 место (2014 год).

Обеспечено участие в областном туристско-краеведческом проекте «Всё помнится, ничто не забыто…», в реализации областного мегапроекта «Патриотический марафон социально значимых дел «Поклонимся великим тем годам»:

- литературный конкурс «Мой прадед был на войне» - 3 место (2012г)

- образовательный проект «Оружие Победы» -3 место (2015 г)

- разработан и реализован план мероприятий, посвященных празднованию годовщин освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Обеспечено участие в областном туристско-краеведческом проекте «Всё помнится, ничто не забыто…», в реализации областного мегапроекта «Патриотический марафон социально значимых дел «Поклонимся великим тем годам»:

- литературный конкурс «Мой прадед был на войне» - 3 место (2012г)

- образовательный проект «Оружие Победы» -3 место (2015 г).

       Учреждению образования в дальнейшем необходимо сориентировать деятельность на использование приобретенного в этот период опыта и дальнейшее системное продолжение работы.

Одним из направлений деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию является внедрение музейной педагогики в образовательный процесс. Материалы экспозиции музея  используются при проведении уроков, внеклассных мероприятий. 3а 2012 – 2015 годы  музей посетили 515 учащихся, проведены 39 экскурсии.

Воспитание культуры здорового образа жизни реализовлось через проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися. Организовано проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады (каждая 2-я суббота месяца. Обеспечено 100% выполнение доведённых показателей по оздоровлению учащихся в пришкольном оздоровительном лагере. Обеспечено проведение мероприятий в рамках реализации Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции.

  Ежегодно ученики принимают участие в районном туристическом слёте учащихся, где занимают личные и общекомандные призовые места. Также являются участниками и призёрами областных соревнований. В 2014-2015 учебном году учащиеся нашего учреждения образования на областных соревнования заняли:

Спортивное ориентирование: 2-1-х, 1-2-е, 2-3-х места;

ТПМ ГПТ, велотуризм: 3-1-х, 3-2-х, 3-3-х места;

Велоориентирование: 3-3-х места;

Ориентирование: 3 место.

Ежегодно участвовали   в  республиканских акциях «Здоровый я – здоровая страна», «Молодежь против табака» и других.

В реализация проекта «В мире приключений и экстрима» «Приключенческая гонка «Зельва туристическая» учреждение постоянно занимает призовые места: 2013 год 2 -2-х места, 1-1-е место, в акции «Лето - пора спортивная» и «Олимпизм и молодёжь» - 1 место.

Значительной  составляющей идеологической работы является позитивное детское и молодежное движение.  Произошли заметные качественные изменения в организации их деятельности. Стабильно выше районного показателя процент охвата учащихся соответствующего возраста общественными объединениями БРПО (100%,  район. - 99,7%,) и БРСМ (100%,  район. - 85,4%).

Формированию активной жизненной позиции учащихся способствовали эффективные подходы к организации культурно-досуговой деятельности. Около 50% школьных кружков и кружков учреждений дополнительного образования детей и молодежи работают в шестой школьный день.

В организации шестого школьного дня  задействованы учреждения дополнительного образования детей и молодежи, РОЧС, РОВД.  Организовано проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады (каждая 2-я суббота месяца). Обеспечено 100% выполнение доведённых показателей по оздоровлению учащихся в пришкольном оздоровительном лагере. Обеспечено проведение мероприятий в рамках реализации Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции. Также в этот день проводится профориентационная работа. Организована деятельность психологической службы учреждения образования.

В последние годы все больше внимания уделялось работе с семьей. Именно в семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания, а через свою родословную дети учатся сопричастности к делам своей страны. В учреждении  сложилась определенная система психолого-педагогического просвещения родителей, через работу дифференцированного родительского педвсеобуча, психолого-педагогического консультационного пункта. Включение родителей в процесс управления учреждением образования осуществляется через Совет школы, общешкольный родительский комитет. Открытый диалог с родителями позволил увидеть недостатки воспитания наших детей в школе и дома, вместе принять решения по совершенствованию работы. Пришло понимание, что для нравственного становления детей сегодня не хватает родительского внимания, что школа и семья равно ответственны и равно заинтересованы в судьбе молодого человека. Основным результатом реализации Программы стало ежегодное снижение противоправного поведения детей и учащейся молодежи.

Вместе с тем есть проблемы, которые необходимо видеть и решать. Анализ состояния наглядной агитации, государственной символики, работы по ее пропаганде  показал, что уровень теоретических знаний учащихся пока выше, чем уровень сформированности мотивации поведения по отношению к государственной символике. В  работе по защите прав и законных интересов несовершеннолетних существуют некоторые недостатки. Необходимо активней привлекать трудовые коллективы по месту работы родителей к решению основных проблем семейного неблагополучия; совершенствовать взаимодействие Совета профилактики с профкомами организаций и предприятий в организации сопровождения семей несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

Аннотация

Программа воспитания государственного учреждения образования «Учебно – педагогический комплекс Ялуцевичский детский сад – базовая школа» (далее – Программа) разработана в соответствии со статьёй 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, на основании Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодёжи и  основана на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.

Программа  рассчитана на период с 2016 по 2020 годы и  предполагает участие детей дошкольного и  школьного возраста. Реализация программы будет осуществляться  на базе  ГУО «Учебно – педагогический комплекс Ялуцевичский детский сад – базовая школа», детских и молодежных общественных объединений: ОО БРПО, ОО  БРСМ, тимуровского отряда, системы дополнительного образования, объединений по интересам  в учебное и внеурочное время.  Программа строится на учете возрастных психологических  особенностей детей, растущих и развивающихся в современной социальной среде.

Актуальность

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, в которой обострились именно социальные проблемы. В условиях потери нравственных ориентиров  дети оказались предоставленными сами себе, а в такой ситуации духовные ценности часто воспринимаются ими в искаженном виде. Как противостоять таким негативным тенденциям молодежи как нигилизм, потребительство, разрушение связи поколений, потеря культурных ориентаций? Проявление социальной апатии, пассивности, отсутствие нравственных идеалов,   вседозволенность и распущенность, уродливые формы удовлетворения материальных интересов приобрели широкое распространение. Особенно склонны к этому негативу дети и подростки. 

   Низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, пропаганда насилия и противоправного поведения на экранах телевидения, интернета, вредные привычки – все это губительно сказывается на современных подростках.

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.

Для достижения этой цели, на наш взгляд, огромное значение имеет взаимодействие воспитанников и педагогов, которое не  может быть сиюминутным и разовым. Это должна быть непрерывная, систематическая и целенаправленная деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса начиная с дошкольного возраста. Она должна представлять собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведением внеклассной и внеурочной работы, а также созданием демократического  уклада  школьной   жизни   и   правового   пространства учреждения, формированием социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Концептуальные основы

Содержание воспитания подрастающего  поколения  основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

В научной литературе встречается различная терминология, определяющая понятие «гражданское и патриотическое воспитание». Мы попытаемся уточнить содержание данного понятия, учитывая его многоаспектность и соответствие нормативно-правовым документам. 

Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике.

Гражданственность – интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура.  Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, её народу, истокам и корням.

Гражданственность тесно связана с патриотизмом и выражается в гордости за свою землю.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы. Патриотизм – реальная альтернатива бездуховности, жестокости, аморальному поведению, социальной пассивности. А в широком смысле слова, высокая духовность и активная гражданская позиция, патриотическая осознанность молодежи положительно отразиться на целом обществе, в котором должна существовать двусторонняя связь: человек для общества, общество для человека.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Основные составляющие воспитания детей, реализуется по следующим направлениям:

идеологическое воспитание определяется приоритетами развития белорусского общества и является основой всего содержания воспитания, представляет собой неотъемлемый элемент всех направлений воспитания, направленных на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, способной на адекватное отношение к происходящему в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности;

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии  личности направленной на развитие и саморазвитие личности;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

При построении программы мы  также учитывали возрастные и психологические особенности детей разного возраста.

Воспитанники учреждений дошкольного образования.

Особенности развития личности: развитие эмоциональной само- регуляции; возникновение нравственной саморегуляции поведения; становление личностных качеств; проявление моральных качеств формирующейся личности; появление социальных мотивов и проявление интереса к традициям белорусского народа, стремления к самоутверждению; зарождение потребности в достижении успехов; появление самосознания в форме самооценки, творческого отношения к окружающей действительности, стремления создавать что-то новое; активное развитие речи.

Ведущие виды деятельности  – общение, предметная и игровая.

Особенности процесса воспитания: формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; усвоение нравственного опыта взрослых в процессе общения, наблюдения и подражания; формирование оценочного отношения к себе и окружающим; появление и закрепление новых мотивов деятельности и интересов в сюжетно-ролевых играх; освоение основных бытовых умений, навыков самообслуживания; формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; получение первоначальных представлений о труде взрослых, профессиях, о личностных качествах людей, представителей разных профессий; становление характера в играх, межличностном общении и домашнем труде, потребности заботиться о близких; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого на основе народной педагогики, приобщение к народным традициям в процессе их изучения, участия в национальных праздниках; реализация принципа взаимодействия семейного и общественного воспитания. Учет и предоставление возможностей для реализации запросов законных представителей несовершеннолетних на дополнительное образование детей и молодежи.

 Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: закрепление мотива достижения успехов как устойчивого личностного свойства; усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности; формирование самооценки и уровня притязаний; осознание своих способностей; формирование трудолюбия; появление значимых социальных мотивов, удовлетворяемых в общении со взрослыми и сверстниками; расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков. Проявление интереса и уважения к традициям белорусского народа.

Ведущие виды деятельности: учебная, игровая, трудовая, досуговая.

Особенности процесса воспитания: формирование личностных качеств в процессе ведущих видов деятельности; расширение представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; расширение представлений о мире профессий, формирование интереса к определенным профессиям и к трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; закрепление мотивов достижения успехов; становление самооценки; стремление к самоактуализации в стимулируемых взрослыми видах деятельности; рост влияния взаимоотношений со сверстниками; возрастание влияния взаимоотношений со сверстниками; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций белорусского народа. Вовлечение в объединения по интересам.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: возникновение внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть взрослым; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; появление новых мотивов учения; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование основ нравственной и гражданской культуры, социальных установок по отношению к себе, людям, обществу; проявление уважения к культуре и традициям белорусского народа; формирование профессиональной ориентации. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, общественная, досуговая.

Особенности процесса воспитания: поощрение участия в органах ученического самоуправления, становление нравственных и волевых качеств личности; закрепление первичной профессиональной ориентации в объединениях по интересам; самовоспитание и формирование силы воли; стремление к самостоятельному решению проблем, развитие представлений о культуре безопасности жизнедеятельности;  Основы нравственности и культуры формируются в учебной и внеучебной деятельности, в процессе участия в жизни ученического коллектива. Раскрытие нравственной основы выбора жизненного пути, знакомство с конкретными видами трудовой деятельности. Начало построения позитивных жизненных и будущих профессиональных планов. Формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций белорусского народа. Содействие в формировании жизненных целей и ценностей, ролевых форм поведения через общение со  взрослыми и сверстниками. Стимулирование деятельности объединений по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.

Содержание гражданско – патриотического воспитания личности базируется на принципах. В качестве основополагающих можно выделить следующие принципы:

  • гуманизации и демократизации   – предусматривает равноправие, взаимоуважение участников педагогического процесса, диалогичность педагогического взаимодействия, открытость к восприятию общегражданских ценностей;
  • историко – культурный – предполагает тесное единство    с историей и  национальной культурой белорусского народа; предусматривает воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев, обеспечивающих духовное единство и преемственность поколений.
  • активности и саморегуляции – способствует развитию у воспитанников личностных характеристик, критичности и самокритичности, готовности к принятию самостоятельных решений, что постепенно формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности за её реализацию в делах и поступках;
  • системности – предполагает обусловленность процесса гражданско - патриотического  воспитания гармоничностью развития взаимосвязанных новообразований в структуре личности;
  • комплексности – предусматривает взаимодействие семьи, учреждений культуры и заинтересованных общественных организаций и объединений в гражданско – патриотическом воспитании личности;
  • постепенности и непрерывности – предполагает многоэтапность в организации гражданско – патриотического воспитания (с учётом возрастной периодизации); содержание постепенно усложняется, корректируются направления развития  гражданских качеств личности и обеспечивается их преемственность;

Раскрытие содержания гражданско – патриотического воспитания осуществляется через конкретно-исторический, деятельностный, личностно ориентированный и системный подходы.

Цели и задачи

Цель - создание условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских качеств и патриотических чувств учащихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения учащимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Задачи:

  • воспитывать гражданские качества личности и патриотические чувства   через содействие реализации иниацив, социальных проектов;
  • формировать   знания основ идеологии белорусского государства, прививать подрастающему поколению основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности;
  • развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
  •  воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
  • формировать необходимые маральные  и правовые норм ыповедения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.

Кадровое обеспечение

Исполнителями Программы являются участники  образовательного  процесса  (педагоги-воспитанники-учащиеся-родители) государственного учреждения образования «Учебно – педагогический комплекс Ялуцевичский детский сад – базовая школа».

Программа воспитания  предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей учащихся и их законных представителей.

  Воспитанники учреждений дошкольного образования.

Приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; чувства гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.

Формирование гражданских и нравственных идеалов. Участие в различных формах общественно полезной, туристско-краеведческой деятельности. Осознание гражданской ответственности как нормы общественного поведения.

Программа воспитания является основой  для планирования воспитательной и  идеологической работы учреждения образования.

Управление

         Общее руководство  и контроль  за выполнением настоящей Программы  осуществляет руководитель учреждения образования.  Итоги  выполнения воспитательной программы рассматриваются  ежегодно на заседаниях педагогического совета.

Управление процессом воспитания осуществляется на основах демократии, гласности и самоуправления.

Содержание воспитания

Программа воспитания состоит из трёх основных блоков, содержание которых решает свои задачи, усложняясь и углубляясь от возраста к возрасту.

Блок «Я и моя гражданская позиция»

Идеологическое воспитание, включает формирование мировоззрения как системы взглядов на окружающий мир, общество, других людей и самого себя; формирование целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, когда обучающийся проявляет себя не только как объект, но и как субъект государственной идеологии.

Гражданское и патриотическое воспитание ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности.

Духовно – нравственное воспитание включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям; долга и др.), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.).

Поликультурное воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов.

Блок «Я и окружающий мир»

         Экономическое воспитание направлено на формирование экономической культуры личности, характеризующейся владением базисными основами экономических знаний, раскрывающих мировоззренческую сущность человеческого капитала, сформированными умениями и навыками деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, организации собственного дела, готовностью принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности, развитием таких социально востребованных личностных качеств, как инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации.

Экологическое воспитание направлено на формирование экологической культуры личности, определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек–общество–природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе.

Эстетическое  воспитания включает усвоение искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи.

Трудовое  воспитания включает формирование профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, ознакомление с возможностями личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности рабочих и специалистов.     

Блок «Я и мои ценности»

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности направлено на усвоение обучающимися правил безопасного поведения в обществе, на производстве и в повседневной жизни, включает формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде.

Воспитание  психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии  личности направлено на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации.

Семейное  и гендерное воспитание  включает формирование культуры взаимоотношений между полами, ценностного отношения к институту брака и семьи, представлений о важнейших сторонах жизни современной семьи (быт, распределение финансов, труд и отдых, рождение и воспитание детей, нормативные и правовые основы брачно-семейных отношений и др.); представлений об ответственном супружестве и родительстве, культуре семейных взаимоотношений.

Воспитание  культуры быта и досуга направлено на осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.

Механизм реализации

Практика показывает, что эффективности в работе по воспитанию  подрастающего поколения можно добиться, используя системные и долгосрочные организационные формы работы с детьми, а не отдельные разовые мероприятия. В связи с этим в учреждении образования для достижения цели Программы воспитания  целесообразно будет использовать следующие формы работы с детьми:  

Экскурсии и походы;

 Летопись  деревень;

 Вахты Памяти;

Круглые столы;

Беседы;

Коллективно – творческие дела;

Заочные путешествия по Беларуси;

Акции «Памятник»,  «Ветеран живёт рядом», «Школьный двор», «Энергоресурсы страны мы все экономить должны» и др.

 Дни профилактики

 Праздники  (День Знаний, День Матери,  День Учителя,  Новый год, День защитников Отечества, Международный женский день и др.)

 Игры, конкурсы и викторины;

 Выставки;

Классные и информационные часы;

Дни Здоровья;

Правовые лектории;

Тематические дискотеки;

Кружки и  спортивные секции (УО,  ЦТДиМ, ЦТиК)

Факультативы воспитательной направленности;

Ученическое самоуправление;

Работа школьного музея «Женщины - матери».

Ожидаемые результаты

         В ходе реализации Программы педагогический коллектив учреждения образования направит свои усилия на:

- формирование гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление   социальной  активности учащихся в процессе идеологического  воспитания,  деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, детских и молодежных общественных  объединений;

- успешную социализацию личности в современном обществе;

 - формирование информационной и политической культуры, умение применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт;

-обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи;

- приобщение учащихся к гуманистическим общечеловеческим и  национальным ценностям;

- формирование поликультурной компетентности, умение противостоять политическому и религиозному экстремизму;

 -овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа  жизни, обеспечение эффективной системы предупреждения   противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей ;

 -формирование  у учащихся экологической культуры, усвоение  знаний  о  природных объектах, процессах и явлениях,   их взаимообусловленности.

  Мониторинг воспитательного процесса

Основные направления диагностирования:

  • мотивационно – потребностная сфера;
  • ценностные ориентации;
  • познавательные способности.
  1. Диагностика потребностей, интересов, склонностей воспитанников и их родителей  (беседы, наблюдения, анкеты).
  2. Диагностика уровня сформированности гражданского самосознания и патриотических чувств у старшеклассников (анкетирование).
  3. Диагностика мотивации воспитанников в изучении историко – культурного наследия родного края (анкетирование).
  4. Анкетирование по результатам проведённых мероприятий.
  5. Диагностика уровня воспитанности ученика, класса и учреждения.
  6. Диагностика уровня развития классного коллектива (социометрия).
  7. Анализ участия школьников в общешкольных и классных мероприятиях, в жизни школы.
  8. Анализ правонарушений в УО, количество несовершеннолетних состоящих на учёте в ИДН.
  9. Анализ социально – педагогической характеристики семей.
  10. Изучение и анализ культурно – бытовых отношений в семьях воспитанников.
  11. Социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем воспитанников, семьи.
  12. Наблюдение за воспитанниками  в естественных условиях: игре, на уроке, в общении и т.д.
  13. Анализ занятости детей в кружках и спортивных секциях.
  14. Анализ воспитательной работы учреждения образования за год.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.