Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Какой самый тяжелый месяц учебы?
Всего 171 человек

Педагогам

Дата: 24 января 2014 в 14:51, Обновлено 25 февраля в 10:31
Автор: Мазеть Н. И.

Особенности работы с детьми с ОПФР 

Консультации для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста."

Консультация для воспитателей "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»

Работа учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока

Этап урока

1

При опросе

-Создание атмосферы доброжелательности

-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.

-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами

-Предоставление примерного плана ответа

-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание)

-Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

2

Изложение нового материала

- Поддержание интереса  к теме через использование различных методов объяснения

-Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала

-Привлечение детей в качестве помощников

-Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога

-Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового

-Многократное повторение

3

Самостоятельная работа на уроке

-Делить сложные задания на этапы

-Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила

-Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану)

-Отмечать положительные моменты

-Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий

-Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка)

-Стимулирование самостоятельных действий

-Дифференцированные задания

-Предупреждение о возможных затруднениях

-Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях

4

Выполнение д/з

- Подробно объяснять, как выполнять задания

-Дифференциация  объема и помощи

-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос

-Исключать перегрузку

5

Стимулирование учебной деятельности

(на всех этапах урока)

-Поощрение

-Создание ситуаций успеха( подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора)

-Эмоциональный комфорт, доброжелательность

-Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз)

Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся

с интеллектуальной недостаточностью

(1 отделение)

Уровень (баллы)

Критерии оценки

Учебная деятельность

Степень самостоятельности учащихся

Корректировка знаний учеником

Степень ответственности и прилежания в учебной деятельности

Первый (низкий)

1 балл

Узнавание отдельных объектов программного материала

Сопряженные действия учителя и ученика

Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна

Негативное отношение ребенка к учебной деятельности

2 балла

Различение объектов программного учебного материла, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических действий с ними

Второй (удовлетворительный)

3 балла

Воспроизведение части программного материала

Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педагогом, а затем по образцу)

Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога

Безответственное, безразличное отношение к учебной деятельности

4 балла

Воспроизведение большей части программного материала

Третий (средний)

5 баллов

Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала

Действия ученика по готовому образцу учителя

Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет ошибки по образцу педагога

Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности

6 баллов

Осознанное воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу

Четвертый (достаточный)

7 баллов

Владение учебным материалом в знакомой ситуации

Действия ученика без образца учителя

Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки

Постоянное проявление старания и интереса к учебной деятельности

8 баллов

Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации

Пятый (высокий)

9 баллов

Оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в частично измененной ситуации; выполнение заданий творческого характера

Самостоятельные действия ученика

Выполняет задания самостоятельно, без ошибок

Ответственное отношение к учебной деятельности

10 баллов

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности, применение знаний, умений в незнакомой ситуации

         Первый критерий – обученность – основан на теории Л.С.Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствует показателям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый критерии являются специфическими и отражают своеобразие оценивания процесса усвоения программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

         Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения задания – ведущий принцип при определении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна – все эти показатели не только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка – вначале более «развернутые», а затем более «сжатые».

         Третий критерий – корректировка знаний учеником – отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его стороны.

         Четвертый критерий – степень ответственности и прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в учебе, ответственность – негативное, безответственное или ответственное отношение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.

         Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания учителем показателей каждого из критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т.е. осуществлению личностно-ориентированного оценивания.

         Пятый уровень (высокий) предполагает свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельное действие по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрацию рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий. (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь – 2003. - № 7, с.51). Ему соответствуют баллы 9 и 10.  Выполнение заданий по показателям 5 уровня не всегда доступно для учащихся вспомогательной школы в силу их особенностей в развитии умственных и практических действий, степени освоения знаний, овладения общеучебными, предметными и другими умениями, познавательной активности.

Оценка устных ответов учащихся

Балл

Показатели оценки

1

Не воспроизводит изученный материал, но узнает отдельные элементы. Ошибки не может исправить даже с помощью педагога

2

Называет отдельные объекты, но не умеет их различать, не осознает значения объектов изучения. С трудом отвечает на наводящие вопросы учителя, не умеет формулировать изученные правила и положения.

Например, называет 1 – 2 растения луга, но не может узнать их на иллюстрациях, не может объяснить, почему нельзя собирать большие букеты.

3

Ответ неполный. Излагает отдельные фрагменты учебного материала на уровне памяти без осмысления связей и зависимостей. При этом допускается значительное количество ошибок, отдельные из которых устраняются с помощью педагога. Узнает в знакомой ситуации часть изученных объектов.

Например, сам называет отдельные (но не все) формы поверхности, различает их только на знакомых наглядных пособиях, на уточняющие вопросы не

4

Ответ неполный. Воспроизводит только некоторую часть учебного материала, допуская при этом отдельные ошибки. Некоторые из них может исправить с помощью учителя. Дает неверное определение понятия, заменяет существенные признаки понятия несущественными. Не умеет привести самостоятельные примеры, подтверждающие сказанное.

Например, ученик правильно классифицирует растения по 3 группам: деревья, кустарники, цветы

5

Воспроизводит значительную часть учебного материала с ошибками, которые устраняются с помощью педагога. Знания характеризуются слабой осознанностью. Пытается объяснить значение тех или иных объектов, правил, но допускает существенные ошибки, неточности, которые не устраняет с помощью педагога. Не может применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Например, называет отдельные правила поведения в общественных местах, но

6

Осознанно, но неполно воспроизводит учебный материал, допуская при этом отдельные ошибки, которые исправляет с помощью педагога. Различает часть объектов изучения, однако не умеет их описывать (устно). Перечисляет большинство из изученных правил поведения в природе и обществе, правил гигиены, но не может объяснить, почему их надо выполнять.

Например, перечисляет большинство из изученных правил гигиены, но только с

7

Полно, осознанно воспроизводит изученный материал, допуская при этом единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Различает большинство изучаемых объектов, умеет описать их устно. Устанавливает значение изучаемых объектов в природе для человека. Объясняет причины изучаемых объектов с помощью учителя.

Например, учащийся осознанно воспроизводит полученные знания о

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений

учащихся вспомогательных школ

Уровни

Отметки (баллы)

Показатели оценки

1 уровень (рецептивный)

Узнавание

1

очень слабо

Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок в действиях

2

слабо

Узнавание объекта изучения, распознавание изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

2 уровень

(рецептивно –  репродуктивный)

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

3

посредственно

Воспроизведение незначительной части учебного материала; наличие отдельных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

4

удовлетворительно

Неполное воспроизведение заученного учебного материала; наличие единичных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

3 уровень

(репродуктивно - продуктивный)

Понимание  (осознанное воспроизведение)

5

почти хорошо

Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала; наличие несущественных ошибок, устраняемых с помощью педагога

6

хорошо

Осознанное воспроизведение учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие отдельных несущественных ошибок, устраняемых при незначительных

4 уровень

(продуктивный)

Базовые умения и навыки

7

очень хорошо

Владение учебным материалом; оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устранение при незначительной помощи педагога

8

почти отлично

Владение и оперирование учебным материалом, в знакомой или частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых учащимися самостоятельно

«0» баллов означает присутствие на занятиях, но отказ от ответа или отсутствие ответа. Балл 6 свидетельствует, что ученик хорошо усвоил учебный материал, который предусмотрен программой и изложен в учебниках вспомогательной школы. Это вершина его достижений. Упражнения в учебниках вспомогательной школы являются специфическими, они не требуют творчества, переноса знаний в незнакомую ситуацию, не предусматривают самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Безошибочное выполнение знакомого, очень упрощенного материала заслуживает оценки 6, но не 7 или 8. Баллы 7 и 8 иногда возможны при оценивании учебных достижений учащихся по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое обучение. Однако эти баллы являются исключением во вспомогательной школе. Они заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития ученика. Баллы 9 и 10 характеризуют высокий уровень учебных достижений учащихся при продуктивной, творческой, познавательной деятельности, что для учащихся вспомогательной школы недоступно.

Показатели оценки письменных классных и домашних работ

1 балл – 6 и более ошибок

2 балла – 5 ошибок

3 балла – 4 ошибки

4 балла – 3 ошибки

5 баллов – 2 ошибки

6 баллов – 1 ошибка

7 баллов – без ошибок

Примечание: учитель имеет право повысить отметку за работу на 1 балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами

Показатели оценки математического диктанта

1 балл – 6 и более ошибок

2 балла – 5 ошибок

3 балла – 4 ошибки

4 балла – 3 ошибки

5 баллов – 2 ошибки

6 баллов – 1 ошибка

7 баллов – без ошибок

Примечание: 2 исправления свидетельствуют о непрочном усвоении приемов устных вычислений и приравниваются к 1 ошибке

Поурочный контроль осуществляется в ходе проведения всех видов работ как устного, так и письменного характера (домашние задания, устный счет, устные ответы, классная работа и т.д.) и направлен на освоение способов действия, диагностику возникающих затруднений и проблем

При проведении тематического, промежуточного и итогового контроля оценка осуществляется с учетом уровней (первый, второй, третий, как исключение – четвертый) усвоения учебного материала.

Показатели оценки комбинированной контрольной работы

1 балл – задача не решена, допущено 6 и более ошибок в вычислениях;

2 балла – задача не решена, допущено 5 ошибок в вычислениях;

3 балла – задача не решена, допущено 4 ошибки в вычислениях;

4 балла – задача не решена, допущено 3 ошибки в вычислениях;

5 баллов – выполнены все задания допущены недочеты при решении задачи и 2 ошибки в вычислениях, или задача не решена, остальные задания выполнены правильно; или задача решена, но допущено 4 – 5 ошибок и вычислениях;

6 баллов – выполнены все задания, задача решена правильно, допущены 2 ошибки в вычислениях и 1 – 2 недочета в разных заданиях;

7 баллов – выполнены все задания без ошибок.

Примечание. Учитель имеет право повысить отметку за работу на один балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.